Почему не стоит использовать QR-коды в наружной рекламе
Часть наших клиентов присылает на адаптацию рекламные макеты с QR-кодами. А наши юристы говорят: «Убирайте его с макета». Клиент недоумевает, юрист настаивает, ссылаясь на мошенников, клиент соглашается, дизайнер убирает черно-белый квадратик.
Профит?
В целом да, но вопросы, как осадочек, остаются. И в этой статье мы его развеем: объясним, что за мошенники такие и почему в столице QR-ы запретили еще в декабре прошлого года.
Зачем использовать QR-коды в наружной рекламе?
QR-код (от английского Quick Response = быстрый отклик) позволяет получить доступ к интересующей странице в сети за секунду (или две, смотря какая скорость интернета). Плюсов у этой технологии много:
-
Позволяет отследить конверсию конкретной рекламы вплоть до локации, если использовать уникальные коды для каждого баннера;
-
Пользователь попадает сразу на нужную посадочную страницу без рисков заблудиться на сайте или в каталоге;
-
Дополняет реальность — можно использовать «фишки» вроде виртуальной примерки;
-
Делает рекламу более интересной за счет интерактивности и геймификации, повышает процент вовлеченности ЦА;
-
Снимает творческие муки: вместо тысячи слов и креативов на рекламном баннере можно разместить один QR, название бренда и пару слов вроде «скидки/приложение/приз/... переходи скорее».
К недостаткам относятся недоверие аудитории (многие боятся, что у них спишут деньги со счета), технические сложности (сканирование кодов часто вызывает трудности у старшего поколения), зависимость от качества связи (страница может не загрузиться). Также практически всегда мимо QR-кодов «пролетают» водители, кроме случаев, когда они стоят в пробке и могут себе позволить отвлечься от ситуации на дороге.
Запрет на использование QR на билбордах в Москве
8 декабря 2023 года столичный департамент СМИ и рекламы запретил рекламораспространителям использовать QR-коды в наружной рекламе, на остановках и других уличных конструкциях. Главная причина — участившиеся хакерские атаки, попытки взлома сайтов и переадресация трафика на мошеннические и запрещённые интернет-ресурсы.
Другой способ злоупотребления QR-ами на рекламно-информационных материалах — физическое заклеивание исходных кодов. Злоумышленники подбирают нужный размер и лепят свой куар поверх официального. По внешнему виду QR-кода невозможно определить его достоверность, а люди, привыкшие, например, оплачивать услуги ЖКХ онлайн по коду, зачастую не успевают присмотреться к баннеру и разглядеть наклейку. В последние годы даже появился новый подвид киберпреступлений — квишинг (qishing от «QR + fishing»): это фишинг, но как раз с использованием подменных QR-кодов. В 2023 году зарегистрированы случаи расклейки мошеннических куаров на шеринговые самокаты, а также заклейка куаров с меню в общепите кодами от распространителей накротиков. Такую бы силу и изобретательность на благое дело направить, но увы...
Нарушение запрета чревато штрафами до 500 тысяч рублей для юрлиц или приказом о демонтаже конструкции.
Самый громкий случай
Не обошлось и без политики. В декабре 2023 в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске были размещены баннеры с призывом участвовать в творческом конкурсе и QR-кодом, который вел на посадочную страницу.
И всё бы ничего, но при переходе по ссылке из QR-кода пользователь попадал на сайт ФБК (признана экстремистской организацией в РФ), где ему предлагали голосовать против Владимира Путина на президентских выборах в марте 2024 года. Представители компании — оператора наружной рекламы сообщили, что изначально все ссылки вели на страницу конкурса, но потом, видимо, что-то пошло не по плану. Рекламно-информационные материалы были срочно демонтированы.
Что делаем мы
Наше агентство избегает размещения материалов с QR-кодами. Пусть даже запрет действует пока только в столице, наш юридический отдел предпочитает работать на перспективу. В некоторых случаях наши дизайнеры (или клиент своими силами) просто убирают QR-код с макета, в других ситуациях приходится дорабатывать макет или создавать новый.
Заказывайте наружную рекламу в «Аффикс Групп»: с нашей трехступенчатой системой проверки креативов вам не о чем будет переживать. Телефон в Краснодаре: 8 (861) 201-85-00.