Краснодар

Зачем в рекламе нужен дисклеймер

12 апреля 2024

В рекламе всё как в обычной жизни: мелкий шрифт в ваших рекламных креативах читают юристы: Федеральная антимонопольная служба, модераторы на рекламных площадках. Они не обращают внимание на общую красоту композиции — они защищают право ваших потенциальных и реальных клиентов на достоверную, понятную и этичную информацию.

dis_1.jpg

Большой Брат в рекламе

Основной закон, в русле которого работает рекламная индустрия в России, — Федеральный закон от 13.03.2006 «О рекламе» № 38-ФЗ. Именно благодаря ему в нашей стране нет рекламы табачных изделий, наркотических и психотропных веществ, взрывчатки, абортов, боевого оружия, человеческих органов, услуг по написанию курсовых, дипломных и научных работ.

Запрет рекламы этих «товаров и услуг» обосновывается тем, что они угрожают жизни и здоровью населения, противоречат Уголовному кодексу, общественной безопасности, и нормам этики и морали. Однако, существуют несколько сфер экономической деятельности, реклама которых может размещаться с определенными требованиями и ограничениями:

  • Производство и продажа алкогольной продукции;

  • Оказание медицинских услуг, продажа медицинских препаратов и товаров;

  • Производство и продажа детского питания и БАДов;

  • Оказание финансовых услуг, продажа ценных бумаг;

  • Привлечение денежных средств участников долевого строительства;

  • Услуги по заключению договоров ренты;

  • Дистанционная продажа товаров и услуг;

  • Стимулирующие акции, конкурсы, розыгрыши;

  • Оказание информационных услуг и продажа инфопродуктов.

Реклама товаров и услуг из этого перечня обязательно должна содержать дисклеймер — письменный отказ от ответственности за возможные последствия действий третьего лица и информацию о рекламодателе/организаторе. Иными словами, дисклеймер — это предупреждение потребителя о потенциальных рисках и последствиях любых его действий и сообщение обязательной в силу закона информации, в том числе контактов лиц, разместивших рекламное сообщение (помним о праве на достоверную, добросовестную и понятную информацию).


Ни спрятать, ни скрыть

Хитрые рекламодатели ищут способы увернуться от дисклеймера, но ещё более хитрые составители ФЗ-38 уже обо всём подумали:

  • Дисклеймер нельзя напечатать коричневым шрифтом на черном фоне или белым на светло-сером;

  • Дисклеймер нельзя показать в течение 1 секунды в ролике;

  • Дисклеймер нельзя напечатать сантиметровыми буквами в верхней части билборда 6х3 м, расположенного на столбе высотой 5 метров;

  • Дисклеймер нельзя напечатать вертикально;

  • Дисклеймер нельзя писать сложночитаемым шрифтом.

Существуют требования о минимальной площади, которую дисклеймер должен занимать на рекламном макете: в зависимости от сферы деятельности компании, эта доля составляет в среднем от 5 до 10% рекламного поля.

dis_2.jpg

Итак, что нужно указывать в дисклеймере:

  1. Для рекламы медицинских услуг, товаров, препаратов: предупреждение о противопоказаниях и обязательной консультации специалиста;

  2. Для БАДов: предупреждение, что они не являются лекарством;

  3. Для рекламы финансовых услуг, ценных бумаг: наименование юрлица или имя лица, оказывающего услуги, дополнительные условия, предупреждение о рисках и негарантированности дохода. Пользуется популярностью фраза «Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией»;

  4. Для рекламы, связанной с договорами долевого участия: сайт с проектной декларацией наш.дом.рф, наименование застройщика;

  5. Для рекламы дистанционной продажи товаров и услуг: информацию о продавце (ОГРНИП, ИНН для ИП, наименование, адрес и ОГРН для компаний);

  6. Для рекламы акций, конкурсов, розыгрышей, стимулирующих акций: сроки проведения, информацию об организаторе, ссылка на положение о проведении или телефон/сайт, по которому можно узнать подробности;

  7. Для рекламы информационной продукции: возрастную маркировку.


Всё понятно, но всё равно раздражает

Часть рекламодателей продолжает так думать. В этом случае мы предлагаем поставить себя на место потребителя такой рекламы. Вы хотели бы, чтобы вам пообещали доходность 25% годовых от акций, которая обернётся потерей половины вложенных денег? Вам понравится, если ваш близкий родственник поверит в исцеляющую силу чудо-пилюль, откажется от терапии и упустит время на лечение тяжёлого заболевания? Вы захотите сами разыскивать недобросовестного продавца интернет-магазина, который взял деньги и не отправил вам товар?

Нет?

У каждого потребителя есть право на понятную, правдивую и этичную информацию. 

Даже если этот потребитель — вы.


Post scriptum

Когда размещаете наружную рекламу, выбирайте агентство, где рекламные макеты проходят проверку у юристов, которые специализируются на рекламной деятельности. Мы как раз такие — макетами наших клиентов занимается специальный юридический отдел. Звоните: 8 (861) 201-85-00.