Зачем в рекламе нужен дисклеймер
В рекламе всё как в обычной жизни: мелкий шрифт в ваших рекламных креативах читают юристы: Федеральная антимонопольная служба, модераторы на рекламных площадках. Они не обращают внимание на общую красоту композиции — они защищают право ваших потенциальных и реальных клиентов на достоверную, понятную и этичную информацию.
Большой Брат в рекламе
Основной закон, в русле которого работает рекламная индустрия в России, — Федеральный закон от 13.03.2006 «О рекламе» № 38-ФЗ. Именно благодаря ему в нашей стране нет рекламы табачных изделий, наркотических и психотропных веществ, взрывчатки, абортов, боевого оружия, человеческих органов, услуг по написанию курсовых, дипломных и научных работ.
Запрет рекламы этих «товаров и услуг» обосновывается тем, что они угрожают жизни и здоровью населения, противоречат Уголовному кодексу, общественной безопасности, и нормам этики и морали. Однако, существуют несколько сфер экономической деятельности, реклама которых может размещаться с определенными требованиями и ограничениями:
-
Производство и продажа алкогольной продукции;
-
Оказание медицинских услуг, продажа медицинских препаратов и товаров;
-
Производство и продажа детского питания и БАДов;
-
Оказание финансовых услуг, продажа ценных бумаг;
-
Привлечение денежных средств участников долевого строительства;
-
Услуги по заключению договоров ренты;
-
Дистанционная продажа товаров и услуг;
-
Стимулирующие акции, конкурсы, розыгрыши;
-
Оказание информационных услуг и продажа инфопродуктов.
Реклама товаров и услуг из этого перечня обязательно должна содержать дисклеймер — письменный отказ от ответственности за возможные последствия действий третьего лица и информацию о рекламодателе/организаторе. Иными словами, дисклеймер — это предупреждение потребителя о потенциальных рисках и последствиях любых его действий и сообщение обязательной в силу закона информации, в том числе контактов лиц, разместивших рекламное сообщение (помним о праве на достоверную, добросовестную и понятную информацию).
Ни спрятать, ни скрыть
Хитрые рекламодатели ищут способы увернуться от дисклеймера, но ещё более хитрые составители ФЗ-38 уже обо всём подумали:
-
Дисклеймер нельзя напечатать коричневым шрифтом на черном фоне или белым на светло-сером;
-
Дисклеймер нельзя показать в течение 1 секунды в ролике;
-
Дисклеймер нельзя напечатать сантиметровыми буквами в верхней части билборда 6х3 м, расположенного на столбе высотой 5 метров;
-
Дисклеймер нельзя напечатать вертикально;
-
Дисклеймер нельзя писать сложночитаемым шрифтом.
Существуют требования о минимальной площади, которую дисклеймер должен занимать на рекламном макете: в зависимости от сферы деятельности компании, эта доля составляет в среднем от 5 до 10% рекламного поля.
Итак, что нужно указывать в дисклеймере:
-
Для рекламы медицинских услуг, товаров, препаратов: предупреждение о противопоказаниях и обязательной консультации специалиста;
-
Для БАДов: предупреждение, что они не являются лекарством;
-
Для рекламы финансовых услуг, ценных бумаг: наименование юрлица или имя лица, оказывающего услуги, дополнительные условия, предупреждение о рисках и негарантированности дохода. Пользуется популярностью фраза «Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией»;
-
Для рекламы, связанной с договорами долевого участия: сайт с проектной декларацией наш.дом.рф, наименование застройщика;
-
Для рекламы дистанционной продажи товаров и услуг: информацию о продавце (ОГРНИП, ИНН для ИП, наименование, адрес и ОГРН для компаний);
-
Для рекламы акций, конкурсов, розыгрышей, стимулирующих акций: сроки проведения, информацию об организаторе, ссылка на положение о проведении или телефон/сайт, по которому можно узнать подробности;
-
Для рекламы информационной продукции: возрастную маркировку.
Всё понятно, но всё равно раздражает
Часть рекламодателей продолжает так думать. В этом случае мы предлагаем поставить себя на место потребителя такой рекламы. Вы хотели бы, чтобы вам пообещали доходность 25% годовых от акций, которая обернётся потерей половины вложенных денег? Вам понравится, если ваш близкий родственник поверит в исцеляющую силу чудо-пилюль, откажется от терапии и упустит время на лечение тяжёлого заболевания? Вы захотите сами разыскивать недобросовестного продавца интернет-магазина, который взял деньги и не отправил вам товар?
Нет?
У каждого потребителя есть право на понятную, правдивую и этичную информацию.
Даже если этот потребитель — вы.
Post scriptum
Когда размещаете наружную рекламу, выбирайте агентство, где рекламные макеты проходят проверку у юристов, которые специализируются на рекламной деятельности. Мы как раз такие — макетами наших клиентов занимается специальный юридический отдел. Звоните: 8 (861) 201-85-00.